На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Майданы

9 подписчиков

"ДЕНЬ БРАХМЫ" НА ЧОНГАРЕ. Юрий ШИЛОВ, кандидат исторических наук

http://ezoclub.org/allmat/arheology/116-kurgans/762-chongar

 В студенческие годы я впервые увидел картины Николая Рериха. Они меня потрясли. Потом я долго раздумывал, чем же они притягивают? И пришел к убеждению, что художнику удалось наполнить спои картины вселенской бесконечностью, вечностью, поступательностью бытия. Вот «Гесэр Хан» 1941 года: герой пускает стрелу за стрелой во множество солнц, разом взошедших, чтобы сжечь дотла Землю. Конь и всадник, выгнутый сверхнапряжением лук — это мгновение. Но видишь первый росточек живого на бурлящей магмой планете, видишь мириады веков, которые суждено тому живому расти.
Занявшись археологией, я познакомился и с этой страстью Николая Константиновича. И поразился грандиозности задачи, которую он перед собою поставил: проследить путь арийских племен, в середине II тысячелетия до нашей эры ушедших из прадавней Руси (Расы, Раши) в далекую Индию... Найти следы, в прах развеянные ветрами тысячелетий и необозримых пространств!
Однако случилось чудо: следы отыскались — в курганах вдоль исконных дорог, доныне бороздящих
степи Нижнего Поднепровья (древнего Синда, или Инда, как считают языковеды). Я понял это в начале 70-х годов, после раскопок Высокой Могилы у Староселья на Херсонщине,— здесь впервые удалось расшифровать мифы, заложенные в «пирамиды степей». На Чонгарском полуострове Азовского моря (вернее, болотистого залива его — Сиваша) был исследован уникальнейший комплекс из двух соприкасающихся насыпей. В этом памятнике обнаружились чрезвычайно наглядные соответствия одному из наиболее волнующих учений...
Об этом индоарийском учении и, главное, о следах его зарождения в прилегающих к Нижнему Днепру об-ластях и хочу рассказать.

ПОСОХ, ПРИКОСНУВШИЙСЯ К ХВОСТУ ЗМЕЯ


Чонгарские курганы располагаются на возвышенном участке слабо пересеченной и сплошь распаханной степи — только на самом большом из курганов сохранился клочок целины. Но и этот изуродован — дотом военной поры, геодезической вышкой... Надо напрячь воображение, чтобы представить себе это место, когда посещали его только жрецы да изредка их соплеменники.
Легче, чем отрешиться от примет нашего времени, оказалось понять вычурность сооружения, хотя я уже около двадцати лет занимаюсь мифотворчеством строителей «степных пирамид»!
Курганы имеют обычно вид усеченного конуса или части сферы, их диаметр и высота колеблются в пределах 10 - 150 и 0,5 - 20 метров. Но среди древнейших из них (особенно середины II тысячелетия до нашей эры) встречаются и продолговатые. К ним-то и относились две насыпи на полуострове Чонгар, которые нам, археологам, предстояло исследовать. Сразу же стало понятно, что под объединяющим, но прерывающимся в одном месте валом скрыто пять первоначальных курганов; наибольший из них, нераспаханный, обращен был на запад, следующий располагался восточнее, а остальные — южнее второго. Необычным оказалось здесь то, что при небольшой высоте (3,5 метра) головного кургана вал протянулся более чем на полкилометра! Удивляла также извилистость его первой, северо-западной, части и прямолинейность второй, дополненной в конце изгибом к востоку, в проти-воположную головной насыпи сторону.
На подробно вычерченном плане всего комплекса сооружений мы вдруг увидели изображения змия и посоха, они были разделены глубокой узкой ложбинкой, но концы их (хвост и острие) соприкасались.
Многие из нас сразу же вспомнили «культуру изобразительных курганов» в долине североамериканской реки Миссисипи — особенно змиевидную насыпь близ Огайо. Гораздо менее известны змиевидные конструкции в курганах нашей страны — под Пятигорском, Одессой, у районного центра Чаплинка вблизи Перекопа неподалеку от исследовавшегося нами Чонгара. (Перекоп и Чонгар стали знамениты после гражданской войны; теперь им суждено, по-видимому, прославиться в истории всемирной культуры.) Объяснение чонгарскому феномену следовало искать прежде всего не на Американском континенте, а в прошлом Азово-Черноморских степей — в мифологии возникших здесь ариев.
Итак, змий и посох некоего божества... Ну, конечно же, Шеша и Вишну!
Змий, поддерживающий собой нею Вселенную, и ее главный создатель бог-странник! Согласно индоарнйским мифам, змий Шеша служит ложем для Вишну. Вставая под каждый Новый год с этого ложа, Вишну отправляется странствовать по трехмерной Вселенной, создавая тем самым пространство-и-время...
Но что значит «посох, прикоснувшийся к хвосту змия»? Такого сюжета нет среди записанных мифов. Быть может, чонгарский комплекс запечатлел оригинальный, утраченный впоследствии миф? Ответы на эти вопросы могли дать лишь тща-тельные раскопки и последующий анализ их материалов.

ТРИ ШАГА ВИШНУ


К разгадке одного из самых таинственных учений я стал подходить примерно за год до раскопок чонгарских курганов. Так что открытие чонгарского феномена получилось, так сказать, запланированным, еще раз подтвердив мудрость пословицы «На ловца и зверь бежит» — и вот это действительно чуду подобно!
Надо, однако, охарактеризовать то неоднократно упомянутое выше учение, которое представляет собой величайшую тайну арийской культуры и наиболее полно воспринявшего ее индуизма.
Такие учения имеются у каждого народа и повествуют о зарождении и гибели мироздания. Но у этого есть особенность, присущая,  впрочем, всем дорелигиозным учениям. Она заключается в подчеркнутой циклично-сти. Если в христианстве, к примеру, бог лишь однажды сотворяет Вселенную, а затем (в день Страшного суда) уничтожает ее, то в более архаиче-ском индуизме Вселенная возникает — уничтожается — обновляется в пламени бесконечного количества раз, то есть здесь предугадано то, что мы сейчас именуем «пульса-цией Вселенной». Эти периоды назы-ваются в индуизме «днем Брахмы» («молитвы»), или же кальпой («ритуалом»).
Согласно мифологическому оформлению рассматриваемого нами учения Вселенная покоится на спя-щем Шеше; на нем же почивает и ее главный создатель Вишну. Но если бог просыпается раз в году, то его змий-ложе — раз в кальпу. Проснувшись, Шеша испускает ядовитый огонь (в иной версии — несколько солнц), который испепеляет все мироздание. Что происходит в этот период с Шешой и Вишну, дошедшие до наших дней мифы не зафиксировали.

МИФЫ С БЕРЕГОВ ДНЕПРА И ИНДА


Вот теперь можно рассмотреть, на-сколько учение о «дне Брахмы» со-ответствует памятникам Нижнего Поднепровья и примыкающих к нему областей. За последние пятнадцать лег здесь открыто четыре группы курганон,  наиболее показательны из них -  курганы между селами Большая и Малая Белозерка Василь-гиского района Запорожской области и между селами Чонгар и Новый Труд Генического района Херсонской области. Они расположены на одном нуги, у переправ через Днепр и Сивашский залив Азовского моря — Меотиды («молочной», «кормилицы», «матери») ариев и их потомков скифов.
Среди белозерских и чонгарских Курганов было по одному наиболее дрсниему, возникшему в середине III тысячелетия до нашей эры. На протяжении тысячелетия их не однажды досыпали — над могилами сменявших друг друга племен бронзового века. Последний раз — в середине II тысячелетия до нашей эры, в период переселения ариев в Индию. Одновременно с этими досыпками в обеих группах заложили по четыре новых кургана, после чего захоронения вдруг прекратились и были возобновлены лишь через тысячу лет, уже в скифское время. Удалось проследить, что и в этих двух, и в двух других группах самыми последними погребениями оказывались трупосожжения. Они-то в белозерских курганах и заинтересовали меня пятнадцать лет назад, когда я их только раскопал. В степях Евразии известно множество таких погребений, характерных для языческих славян, германцев, греков и других народов Европы, а в Индии бытуют и доныне. В большей или меньшей степени они практиковались одновременно с захоронением трупов, и причины такоо сосуществования столь разных обрядов для ученых пока неясны. Но в трех белозерских курганах находились останки четырех сожженных трупов, и они оказались связанными с временем мифотворчества строителей здешних «степных пирамид».
Не сразу, но по мере углубления в мифологию ариев, я осознал, что трупосожжения и сопряженные с ними мифы белозерских курганов образуют замкнутый цикл, охватывающий весь ранний период так называемой срубной культуры. Деревянный сруб погребения 13 кургана № 2 с обгорелыми останками перекрыли крестообразной досыпкой с воронкою в центре. Эта воронка над погребением была заполнена илом лишь в конце ритуала (то есть «землей-и-водой»), а также остатками костра (то есть «огнем»). Вполне очевидно, что покойник уподобился здесь образу Огненного Зародыша в изначальной пучине — с чего, как мы уже знаем, начинается индоарийский «день Брахмы». Следующая, последняя досыпка кургана № 2 была крестообразной с довольно отчетливыми очертаниями птицы. В желтом, «солнечном», круге на ее спине и совершили трупосожжение, означавшее, несомненно, «отправленного на небо посланца». Я долго раздумывал над его мифологическим соответствием, пока не сопоставил его с загадочным Гандхарвой,который «поднялся прямо в небо» на «златокрылом орле» и уподобился там напитку бессмертия. Согласно авторитетным комментаторам «Ригведы», словосочетание «поднялся прямо в небо» означает не столько полет, сколько воскрешение, что вполне соответствует идее погребения.

Картина дня

наверх